On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]
AuthorTopic





link post  Posted: 01.12.05 00:59. Post subject: "Властелин колец" как философия: Эссе.


"Властелин колец" как философия: Эссе./ Пер. с англ. А. Баркова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 304 с.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение: мудрость Средиземья

Часть первая
КОЛЬЦО

1. Эрик Кац Кольца Платона и Толкина: уроки власти, выбора и нравственности

2. Теодор Шик Роковая гора: опасность новейших технологий и Кольцо всевластья Толкина

3. Элисон Милбанк "Моя Прелесть": Кольцо-фетиш

Часть вторая
ПУТЕШЕСТВИЕ К СЧАСТЬЮ

4. Грегори Башам Шесть ключей Толкина к счастью

5. Хорхе Грасиа Сэм и Горлум: стремление к счастью

6. Эрик Бронсон "Прощай, Лориэн": ограниченная радость эльфов и экзистенциалистов

Часть третья
ДОБРО И ЗЛО В СРЕДИЗЕМЬЕ

7. Дуглас К. Блаунт Сверххоббиты: Толкин, Ницше и воля к власти

8. Скотт Э. Дэвисон Толкин и природа зла

9. Эон Дж. Скобл Добродетель и порок во "Властелине колец"

Часть четвертая
ВРЕМЯ И СМЕРТНОСТЬ

10. Билл Дэвис Выбирая смерть: дар смертности в Средиземье

11. Джо Крауз Толкин, модернизм и значение традиции

12. Эндрю Лайт Зеленое время Толкина: темы окружающей среды во "Властелине колец"

Часть пятая
ФИНАЛЫ И ОКОНЧАНИЯ

13. Томас Хиббс Провидение и драматическое единство "Властелина колец"

14. Дженифер Л. Мак-Манон, Б. Стив Чаки Говорящие деревья и гуляющие горы: буддийские и даосические темы во "Властелине колец"

15. Дж. Линор Райт Чудесные приключения Сэма и Фродо: мотивы путешествия у Толкина

16. Джон Дж. Дэйвенпорт Хэппи-энд и религиозная надежда: "Властелин колец" - сказочный эпос


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Replys - 11 [new only]







link post  Posted: 01.12.05 23:20. Post subject: Re:


РЕЦЕНЗИЯ

Говорят, книга начинается с обложки - подобно тому, как театр начинается с вешалки. И в данном случае я с этим утверждением согласен. Бродячий коммивояжер в костюме Гандалфа, со съехавшей на бок подвесной бородой, позаимствованной, не иначе, у захмелевшого Санти Клауса, навязчиво сующий вам в лицо свой товар, рекламный слоган "Если до сих пор вы бродили с закрытыми глазами и ушами, очнитесь сейчас же", а также лэйбл "MASSCULT" выглядят символично и, в общем-то, соответствуют внутреннему содержанию сборника.

А вот его название, конечно же, выбрано совершенно неправильно. Точнее, оно неправильно переведено. В оригинале книга называется "The Lord of the Rings and Philosophy" (а не "as Philosophy"), и посвящена она вовсе не выяснению философского содержания величайшего художественного произведения XX века (как это можно предположить, прочтя русский перевод заголовка), а всего-навсего вольным философским рассуждениям о различных отвлеченных предметах, которые предприняли семнадцать американских "эрудированных философов и академиков" (с. 10), использовав эпос Толкина в качестве, так сказать, площадки для гольфа.

Пожалуй, определяющей чертой данного сборника является весьма необычная позиция его авторов. По сути дела, как мне кажется, их интересует не творчество Профессора, не его личность или жизненный путь. Нет - их точка отсчета находится внутри потока, который сформировался вокруг имени писателя к началу XXI века, внутри этой странной поп-культуры, для которой "Властелин колец" Толкина значит ничтожно мало в сравнении с "Властелином колец" господина ПэЖэ. Именно в этой мутной воде господа "эрудированные философы и академики" пытаются ловить человеков, именно здесь их аудитория, а творческое наследие Толкина им нужно лишь потому, что "литература и вообще массовая культура могут выступать эффективными посредниками, объясняющими и популяризующими для читателей основные философские мысли" (с. 11). И вот такую популяризацию нескольких тем из курса Философии средненького американского колледжа они нам и представляют в своем сборнике. Проблемы нравственности и счастья, добра и зла, бессмертия и смерти, провидения и надежды, технического прогресса и экологии, а также философские концепции - фрейдизм, ницшеанство, экзистенциализм, модернизм, буддийская и даосская философии - все это обсуждается на страницах книги, а сам "Властелин колец" в каждом эссе является лишь той печкой, от которой пляшет автор. Создается ощущение, что школьные учителя пытаются на пальцах объяснить свой предмет классу, состоящему сплошь из молодых лоботрясов, свихнувшихся на голливудском корн-бастере. При этом характерно, что вся книга в целом высокопарно обозначена как «"Властелин колец" для умных» (с. 10).

Впрочем, действительно - по-видимому, нужно обладать незаурядным умом, дабы разобраться, что же скрывается за формулировкой цели книги (мне, во всяком случае, это не удалось): "Наша главная цель - обозначить философское значение "Властелина колец", не задевая его скрытых философских смыслов и понятий" (с. 11).

Но не будем сгущать краски. Скажу без иронии - некоторые из эссе данного сборника, в самом деле, интересны и даже увлекательны, некоторые из них содержат важные и новые (по крайней мере, для тех толкинистов, с которыми я успел обсудить книгу) мысли и рассуждения.


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 01.12.05 23:21. Post subject: Re:


Пожалуй, наиболее ценной, на мой взгляд, является статья Эрика Каца Кольца Платона и Толкина: уроки власти, выбора и нравственности. Рассуждая о том, должен ли человек соблюдать нравственные нормы, если он имеет возможность нарушать их безнаказанно (например, благодаря обладанию неким волшебным предметом, или еще каким-нибудь преимуществом), автор проводит очень интересную и, насколько мне известно, ранее не использовавшуюся в толкинистических исследованиях параллель. В диалоге Платона "Государство" рассказывается история о том, как пастух Гиг нашел волшебное кольцо, которое делало своего хозяина невидимым - негодяй тут же воспользовался им для того, чтобы убить царя и самому занять его место. Взяв за основу этот миф и сопровождающие его рассуждения, Эрик Кац рассматривает книгу Толкина "как вариацию на тему этической проблемы Платона" (с. 16). Надо отдать ему должное, делает он это, по моему скромному мнению, весьма увлекательно и достаточно убедительно. В самом деле, участники платоновского диалога, обсуждая историю Гига, приходят к выводу, что праведный человек должен преодолеть искушение и отвергнуть Кольцо. Использование же Кольца (даже случайное и непреднамеренное) разлагает личность человека (даже человека праведного) и разрушает его душу. Эрик Кац прослеживает этот процесс на примерах Голлума и Боромира, Гандалфа и Галадриэль, Фродо и Сэма, и делает изящный вывод: "если вам в жизни необходимо Кольцо Всевластья, вы выбрали неверную жизнь" (с. 36). В общем, думаю, это эссе достойно того, чтобы его прочесть.

Следующий автор, Теодор Шик, в своей работе Роковая гора: опасность новейших технологий и Кольцо всевластья Толкина ведет речь, в основном, о потенциальной опасности нанотехнологий, генетической инженерии и робототехники, проводя параллель с самой мощной технологией Средиземья - кольцами власти. Ничего нового, ценного или оригинального в этих рассуждениях я не заметил.

Элисон Милбанк, автор эссе "Моя Прелесть": Кольцо-фетиш, по всей вероятности, является либо психоаналитиком, либо сильно озабочена на почве сексуальных девиаций (а может, и то и другое вместе). Во всяком случае, свое отношение к "Властелину колец" она обозначает вполне определенно: "Для меня произведение Толкина - это не фантазия, в которую можно сбежать, но требующий напряжения текст, который «прочитывает» нас как фетишистов и предлагает нам иную модель отношений с миром вещей - модель жертвования и дарения" (с. 54). Госпожа Милбанк в самом деле немало поднапряглась, пытаясь довести до читателя свои патологические фантазии, но все равно читать ее семнадцатистраничный опус без недоумения или смеха, по моему скромному мнению, невозможно. В самом деле, какое дело читателю до утверждения госпожи Милбанк, согласно которому она видит в Кольце Всевластья фетишистский символ (с. 54)? Ведь это ее личная проблема! Учитывая сию особенность автора, можно не удивляться ее нелепым высказываниям, вроде такого: "Стремясь создать обереги, эльфы присоединяются к фетишистскому желанию стабилизировать объект полового возбуждения, чтобы его не касалось ни время, ни гниение, ни смерть" (с. 55), или такого: "очевидно, что в древнем и мерзком гурмане - паучихе Шелоб - Толкин очень убедительно воспроизвел фрейдистскую vagina dentata, «зубастую вагину»" (с. 56). Впрочем, иногда госпожу автора переклинивает сильнее: "Волшебная сила фиала Галадриэли, содержащего в себе свет звезды Эарендила, заключалась в том, чтобы высвободить Эарендил, очистить его от тех черт фетиша, которыми его наделяют воюющие стороны, и возвратить свету его предназначение" (с. 67). Из текста статьи можно заключить, что с книгами Толкина госпожа Милбанк знакома довольно плохо. Это видно из утверждений, что будто бы все, кто носил Кольцо "хоть немного, вообще не женятся" (с. 56) и что "Гронд - ужасный дробящий молот, названный булавой Моргота, с железным, в форме волчьей головы, наконечником" (с. 61), причем эти ошибки почему-то не были исправлены редакторами сборника. Вывод из этого эссе я позволю себе не цитировать ввиду его полной бессмысленности и невероятной многословности.


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 01.12.05 23:22. Post subject: Re:


В статье Грегори Башама Шесть ключей Толкина к счастью предпринята слабенькая попытка поверхностного рассмотрения образа жизни хоббитов и эльфов в поисках секретов, которые позволяли им вести безоблачное существование. Все содержание этого эссе, в общем и целом, может уместиться всего в одной строчке старой песни "Don’t worry, be happy".

Хорхе Грасиа пытается кое-как продолжить эту тему в работе Сэм и Горлум: стремление к счастью. Правда, с логикой у этого автора не все в порядке. Рассуждая о счастье, он исходит из следующих предпосылок: (1) "трудно сравнивать счастье различных по природе своей существ" (с. 90) и (2) "герои и антигерои Толкина - необычные существа" (с. 88). При этом, все же сравнивая характерные для этих существ способы достижения счастья, автор пытается найти то, "что поможет нам обрести собственное счастье" (с. 90). Ну, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось, как говорится. В своем исследовании автор, в основном, анализирует двух персонажей - Голлума и Сэма. Первого он характеризует так: "он, кажется, пребывает в состоянии перманентного несчастья" (с. 93), а второго - "он счастлив, насколько это возможно" (с. 97). Не знаю, читал ли сеньор Грасиа книгу А. и Б. Стругацких "Понедельник начинается в субботу", но, как легко заметить, его научный подвиг давным-давно предвосхитил Амвросий Амбруазович Выбегалло, проведя испытания сначала модели человека полностью неудовлетворенного, а потом модели человека полностью удовлетворенного. Правда, в области выводов сеньор Грасиа сделал огромный шаг вперед - утверждение нашего соотечественника о том, что "ежели человека не кормить, не поить и не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрет", великий американский мыслитель решительно перечеркнул, а вместо него воздвиг совершенно "новую" фундаментальную концепцию: "All you need is love" (с. 102).

Эссе Эрика Бронсона "Прощай, Лориэн": ограниченная радость эльфов и экзистенциалистов напомнило мне лекции ВУЗовских преподавателей философии старой советской закалки. Меня всегда восхищала их способность говорить долго, красноречиво, но в итоге так ничего и не сказать. Ну и какой же лектор не допустит в своей речи парочку смешных оговорок, вроде таких: "в далекие времена между эльфами и людьми была великая дружба, поддерживаемая случайными браками между этими народами" (с. 107), "названый дядя Галадриэли Феанор" (с. 108) или: "пусть их мир освещает наши самые мрачные места" (с. 120).

Как оценить работу Дугласа Блаунта Сверххоббиты: Толкин, Ницше и воля к власти, я даже не знаю. Писать 15 страниц текста ради того, чтобы выяснить, что ничего общего между Толкином и Ницше нет, по моему мнению, вообще не стоило.

Скотт Дэвисон выбрал более существенную тему: Толкин и природа зла. Правда, претендовать на оригинальность в этой области после книг и статей Тома Шиппи, как мне кажется, было несколько самонадеянно. Что, в общем-то, данное эссе и подтвердило.

Работа Эона Скобла Добродетель и порок во "Властелине колец", как мне показалось, представляет собой развернутый вариант стихотворения Маяковского "Что такое «хорошо», и что такое «плохо»?". Любители выслушивать нравоучения, несомненно, обретут в этом эссе неиссякаемый источник наслаждения.

Осветить тему смерти в этом сборнике взялся Билл Дэвис. Его статья Выбирая смерть: дар смертности в Средиземье не лишена интереса, однако, ему существенно недостает материала для анализа. Дело в том, что рассуждать на данную тему, не ознакомившись с текстом Речи Финрода и Андрэт, совершенно бесполезно. А автор, судя по всему, его не читал, ибо ряд вопросов, которыми он задается в своем исследовании, в указанном тексте разобран достаточно ясно. В целом, эссе читается неплохо, по многим пунктам тянет поспорить с автором, некоторые пассажи вызывают улыбку, например, "если бобру не дать возможности строить плотину и спариваться, он зачахнет от неудовлетворенности своего бытия" (с. 173). Как там было у Винокура... "Если птице отрезать руки, если ноги отрезать тоже// Эта птица умрет со скуки, потому что сидеть не сможет!".


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 01.12.05 23:23. Post subject: Re:


Джо Крауз обозначает цель своей работы Толкин, модернизм и значение традиции просто и недвусмысленно: "В своем эссе я утверждаю, что во "Властелине колец" Толкин хотел сотворить мир, в котором познание и уважение традиций имело бы реальную весомую силу." (с. 188). Звучит хоть и банально, но, по крайней мере, логично. Этим бы автору и ограничиться, но он развивает эту мысль в довольно неожиданном направлении, утверждая, что Толкин "создал фэнтэзи, посыл которой разделяют многие из нас, англичан и преподавателей философии: внимательно слушая учителей в классе, ты, возможно, поможешь спасти мир, когда закончишь школу" (с. 189). Ну да, ну да, как там было... "октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших". Вот, например, Сэм был прилежный октяб... то есть, хоббитенок, "он знал, что для победы над часовыми надо воспользоваться фиалом Галадриэли, а не Кольцом, и знал секретный эльфийский пароль «Элберет»" (с. 198). Для такого примерного октяб... тьфу ты, хоббитенка самая жизнь начинается "с наступлением Четвертой Эпохи - золотой эры, которую Арагорн провозгласил, вступив на трон, - многие поняли, что можно сложить оружие, и все стали учиться просто ради самих знаний" (с. 198). Угу, учиться, учиться и учиться, как завещал великий Арагорн.

Самым примечательным моментом работы Эндрю Лайта Зеленое время Толкина: темы окружающей среды во "Властелине колец", по моему мнению, явилось его признание, что эссе предназначается "для книги о "Властелине колец", которая составит серию с книгами о "Симпсонах", "Матрице" и других явлениях современной культуры" (с. 205). При этом автор не считает, что балуется дилетантскими рассуждениями о культуре. Тем не менее, все его дальнейшие рассуждения об экологических проблемах и о природе есть не что иное, как жуткое словоблудие на уровне студенческого реферата по второстепенному предмету, вполне отвечающее поставленной перед автором задаче.

Эссе Томаса Хиббса Провидение и драматическое единство "Властелина колец" будет уместно сравнить с попыткой еще раз вспахать трижды перепаханное поле - вреда от этого не будет, но и особого толку ожидать не приходится, тем более, что до него пахал Шиппи.

Дженифер Мак-Манон и Стив Чаки в работе Говорящие деревья и гуляющие горы: буддийские и даосические темы во "Властелине колец" абсолютно безуспешно пытаются отыскать в книгах Толкина, так сказать, гармонию Сунь и Вынь. В результате они приходят заключению: "хотя некоторые моменты "Властелина колец" отсылают нас к идеям и темам буддийско-даосических традиций, тщательное изучение показывает: многие из этих аналогий - простые совпадения. Фактически при всей своей очевидности сходство оказалось весьма поверхностным." (с. 260). Единственные существенные объединяющие моменты, по мнению авторов, заключаются в общем акценте "Властелина колец" на природу и в значимости отношений учитель-ученик. И исходя из этого, уже в последних строках статьи авторы делают кенгурячий скачок к выводу: "Таким образом, природа и гуманизм позволяют соединить буддизм и даосизм с «Властелином колец»" (с. 260). Ну, понятно - если нельзя, но очень хочется, то можно.

В эссе Дж. Линор Райт Чудесные приключения Сэма и Фродо: мотивы путешествия у Толкина проводятся рассуждения о квесте как философском поиске, как форме изложения западной философии. Рассуждения, на мой вкус, довольно туманные. Существуют работы, в которых эта тема рассмотрена гораздо лучше.

Эссе Джона Дэйвенпорта Хэппи-энд и религиозная надежда: "Властелин колец" - сказочный эпос, завершающее сборник, является, по моему скромному мнению, одной из двух работ (вторая - статья Эрика Каца), оправдывающих издание данной книги в целом. Основным предметом исследования здесь, в отличие от остальных эссе сборника, являются собственно книги Толкина, а не посторонние предметы. Обсуждая религиозную сущность "Властелина колец", автор находит, по моему скромному мнению, весьма изящный аргумент: "если [...] суть религиозной веры заключается в обещании спасения, которого мы не в состоянии достичь нашими собственными усилиями и которое возможно только с помощью божественного чуда, тогда произведение Толкина по сути гораздо более религиозно, чем иные поверхностно «религиозные» труды" (с. 282). Эту работу я также, как и первую статью сборника, рекомендовал бы прочесть.

Тем не менее, полагаю, что данный сборник (как сборник) своей цели (объявленной во введении) достиг лишь наполовину: хотя "обозначить философское значение "Властелина колец"" авторам так и не удалось, но зато его "скрытых философских смыслов и понятий" они действительно почти не задели.


Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 02.12.05 19:25. Post subject: Дмитрий, выложите, плиз, хотя бы ссылку на ТТТ и на АнК, полный кайф! :) (-)


с

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply





link post  Posted: 03.12.05 01:20. Post subject: Re:


На АнК уже написал, на ТТТ сейчас напишу.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 09.12.05 23:29. Post subject: где родился там и сгодился


пишется о философии вообще и немного в контексте книги причем западное понимание и принимание произведения отлично от родившегося на просторах великого и могучего.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 06.01.07 17:23. Post subject: Re:


Модераторы, удалите, пожалуйста, этот мусор.
Таких надо сразу отрубать.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
администратор


link post  Posted: 08.01.07 12:39. Post subject: Re:


Почистил.
У модератора есть аська :) Стучитесь, если что.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply



link post  Posted: 13.03.08 15:05. Post subject: Я года два назад куп..


Я года два назад купила эту книжку. я ее даже не дочитала, сам "властелин..." мне больше нравится, больше никогда не буду покупать книгу о книге, если филологом не стану :)

Спасибо: 0 
Quote Reply



link post  Posted: 30.05.14 10:12. Post subject: Замороженные продукты, замороженные овощи, продукты питания оптом в Обнинске.


преобрести по низкой цене замороженные полуфабрикаты в Московской области для бизнесменов

Спасибо: 0 
Quote Reply
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 5
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no